Наталья Голубева «Аппликации из природных материалов»

 

Издательство "Культура и традиции", 2002 г. Формат 84x108/16 (205х290 мм). Твердый переплет, 112 страниц.

Если вы хотите научиться делать аппликации, книга Натальи Голубевой станет для вас первейшим помощником. Это один из лучших учебников на данную тему. Именно учебников – ведь про аппликацию тут написано все! Что такое аппликация, из чего она бывает, история ее появления и многое, многое другое....

Ниже представлены краткие анонсы по каждому разделу книги.

Осенние листьяЧто необходимо для работы

Прежде всего, вам понадобится солома различных злаков (рожь, пшеница, овес и др.). Для изображения сюжетов, связанных с растительной тематикой, необходимы будут листья различных деревьев и кустарников, собранные летом и осенью, а также лесные и полевые травы.  Лесные и садовые цветы, полевые растения помогут при создании панно, изображающих букеты цветов и всевозможные натюрморты. Очень часто будут использоваться стебли и листья кукурузы. Пригодится береста, взятая с упавших берез, а также кора других деревьев. Тополиный пух и хлопок  помогут при работе над панно с изображением зимних пейзажей и животных. Пригодится и шпон – тончайшие пластины древесины разных пород.

МастеровойКомпозиция и элементы аппликации

В аппликации очень важно уметь так расположить составляющие ее элементы, чтобы она вызывала у зрителя ощущение полной законченности, когда, как говорится, ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Нужно знать такие понятия как композиционный центр, линейная перспектива, формат готовой работы, стилизация....

Учебная работа

Что мне особенно понравилось в этой книге – так это пример выполнения одного и того же сюжета в разных техниках. То что нужно, для того чтобы выработать навыки в работе со всевозможным материалом! А также, это уникальная возможность сравнить, выбрать наилучшее решение для определенного вида задачи.

Итак, дается схема вот такой симпатичной синички. И еще одна полезная схемка, где обозначены светлые и темные места на картинке. Ведь если их никак не наметить, изображение будет выглядеть плоским.

Первая работа для новичков – из цветной бумаги. Даются рекомендации по окраске фона и по оформлению законченной картинки.

Синичка из цветной бумаги

Второй вариант – аппликация из соломки. Причем в двух вариантах!  Птичка на черном фоне и на фоне, сделанном из растительных материалов, а именно - из кукурузных листьев.

Даны советы по обжигу соломки для получения разнообразных оттенков. Советы о том, как правильно располагать соломинки при выполнении деталей.

Еще интересный вариант исполнения птички – из перьев. При этом остальные детали опять же из соломки. Синичка из перьев

Хорошо смотрится птичка и из тополиного пуха. Пух наносят на черную бархатную бумагу, а затем вырезают деталь с птичкой и наклеивают на фон. Фон – лист ватмана, который окрашивается крепким раствором чая. Синичка из тополиного пуха

Учебную композицию можно выполнить также из засушенных листьев и цветов. Фон выполнен по принципу «растяжки» при помощи самодельного краскопульта, то есть разбрызгивания краски. Птичка из листьев

И наконец, несколько вариантов учебной композиции, выполненных на деревянной основе. Это может быть, например, разделочная доска. А детали, конечно, лучше выполнить из соломки. Цвет декоративной стороны доски можно оставить естественным или изменить, обработав двумя слоями морилки, нанесенной с помощью ватного или поролонового тампона. Либо же расписать гуашевыми или темперными красками. Потом изделия покрываются лаком в один или два слоя. Такие разделочные доски смотрятся очень нарядно.

Разделочные доски

Выполняя такие учебные аппликации, вы отработаете приемы работы над ними. И еще убедитесь, что свойства природного материала позволяют, не меняя радикально структуру композиций, бесконечно разнообразить ваши изделия. Это очень удобно для тех, кому трудно дается рисование и приходится пользоваться заимствованными композициями.

ОрнаментДекоративный орнамент

Разнообразные национальные орнаменты, традиционные узоры росписи по дереву, металлу, ткани служат богатейшим источником вдохновения для выполнения декоративных аппликаций из соломки и листьев.

Главный признак орнамента - это ритмичность, то есть повтор какого-либо изображения (геометрических фигур, цветов, силуэтов животных  и т.п.).

Готовые орнаменты наклеивают на любой подходящий фон или деревянную поверхность. Выполнив несколько полос различной длины, вы сможете декорировать боковые поверхности журнального столика, стульев…  Орнаментальные композиции помогут вам в украшении объемных предметов: тарелок, блюд, ковшей, солонок и др. Можно украсить зеркальную раму, плоскости шкафа или створки полок, особенно если цвет  соломы естественным образом сольется с цветом мебели, тогда все элементы орнамента будут «играть» вследствие разного направления выложенной соломки.

Пейзажные панно

Пейзаж методом аппликации можно сотворить буквально из чего угодно, из любого природного материала, имеющегося в наличии. Обертки кукурузных початков, листья ландыша хороши для изображении неба, степи, поля; высушенные под прессом листья и цветы  необходимы для создания лесного  массива; береста и шпон пригодятся для изображения зданий или деревьев.

Цветы в фужереНатюрморты с цветами

Натюрморт – одна из любимых тем у художников-флористов. Очень часто его «рисуют» соломкой. Разнообразие цветовых оттенков и чудесный декоративный блеск этого материала позволяют создавать изумительные композиции.

Замечательно смотрятся миниатюрные работы в маленьких рамочках. Вазочку и скатерть или край стола, где она стоит, выполняют из маленьких кусочков сухих листьев. Фон - цветная бархатная бумага  насыщенного синего или черного цвета. Материалом для выполнения миниатюрных букетов, помимо разных цветочков,  может служить луковая или чесночная шелуха, особенно сине-сиреневого цвета.

Животные и птицы

Самостоятельное место в аппликациях из природных материалов занимает изображение животных и птиц. Птицы очень красиво получаются из натуральных перышек. А для изображения животных прекрасно подходит тополиный пух, который может имитировать мех, передать объем:

ПортретПортрет

При выполнении портрета из природного материала, основная трудность состоит в том, чтобы сохранить пропорции человеческой  фигуры, лица. Это одна из самых трудных задач даже в обычной живописи, не говоря уж о флористической. Поэтому правильнее всего будет сделать  изображение более упрощенным, минимизировать проработку деталей.

Материал для выполнения портрета в технике аппликации может быть любым, хороший мастер сожжет нарисовать картину с помощью любого материала. Просто эффект всегда будет разный. Работы из соломки больше напоминают графику. Портреты из листьев более живописны и декоративны.

ПастушокСюжетная композиция

Сюжетная композиция – это изображение группы людей в каком-то интерьере, пейзаже. Это дело непростое. Тут важно уметь не только рисовать предметы, но и умело компоновать их между собой.

Аппликации на объемных предметахИнкрустация соломой

Объемные изделия – вазочки, шкатулки, коробочки – инкрустируют белой и тонированной соломкой. Сухие листья и растения здесь не применяют, так как они слишком хрупки для подобной работы. Принцип выполнеия таких аппликаций имеет свои особенности. Каждый элемент тщательно подгоняют по контуру к соседнему без зазоров, как бы врезая его в деревянную заготовку по принципу инкрустации. Таким образом, поверхность, образовавшаяся после наложения аппликационного слоя, не слишком выступает из плоскости. Два-три слоя лака выровняют ее еще больше.

Инкрустирование и аппликация могут быть применены и для украшения всевозможных деревянных панно, тарелок,  подносов, разделочных досок, брошей, кулонов…


Запись опубликована в рубрике Библиотека. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Комментарии:

2 комментария: Наталья Голубева «Аппликации из природных материалов»

  1. Vera Shulyateva говорит:

    «Аппликации из природных материалов» — книга замечательная и просто необходима преподавателю флористики !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>