Н.П. Суханова. Картины из цветов – Флористический коллаж

И. Шулинская Линии и формы Любой растительный материал хорош сам по себе, в его, так сказать, первозданном виде. Природа представила в нем все возможные формы с симметрией и асимметрией, цветом и фактурой и даже ароматами. Поэтому так понятно желание принести это совершенство в свой дом и запечатлеть каким-то образом в картинках и коллажах. И. Шулинская ОтблескиКто-то использует растения в их неизменном виде, кому-то нравятся отдельные фрагменты цветка, листа, а может быть, их многоцветье, кого-то привлекает графика природных линий или же фактура растительных тканей и. т.п.

Все эти предпочтения находят отражение в способах и характере изображения сюжета в коллаже.

О. Белова "Стремнина"Коллаж – предмет декоративного оформления жилища, появился, скорее всего, тогда, когда человек научился добывать клеящее вещество. Эти первые клеевые составы были животного или растительного происхождения. Коллаж был очень популярен в 17-18 веках, хотя в то время не было еще достаточно хороших материалов, не было качественных клеев, как в наши времена.О. Белова "Любимый сад"

В период великих географических открытий очень популярно  было создание гербариев из необычных заморских растений. Их высушивали, а затем оправляли рамой со стеклом. Такие гербарные листы были очень популярны, они украшали кабинеты ученых, географов, писателей.

Материалы и инструменты

Растительный материал для коллажа

Источником коллекции засушенного растительного материала, в первую очередь, может стать собственный сад. Прогулки на природу, подаренные цветы помогут обогатить вашу коллекцию.

Для создания интересных произведений совершенно необходимо, чтобы природный материал был как можно более разнообразен, отличался по текстуре, форме и цвету.

Заготовка и обработка природного материала

Растительный материал для флористических коллажей можно собирать и обрабатывать в течение всего вегетационного сезона. Однако следует знать, что одни и те же части растений (листья, лепестки), собранные в разные сроки, на разных этапах развития, будут отличаться при высушивании, например окраской.Н. Мухопад "Весенняя капель"

Способы консервации

Растительный материал заготавливают при помощи высушивания, а также обработкой листьев раствором глицерина.

Для получения плоско засушенных частей растений пользуются высушиванием при помощи пресса (гербарный метод); для сохранения объема используют метод высушивания при помощи гигроскопических веществ, которые хорошо поглощают влагу: жженные квасцы, бура, перлит, силикагель. Обычно они продаются в магазинах химических реактивов, в магазинах для садоводов.

Очень хорошо сушить растения в русской бане.

Существует метод консервации, при котором части растения – листья, цветки и плоды – не теряют своей прижизненной гибкости. Это метод консервации в глицерине.

Модификация растительного материала

Т. Миловзорова "Летний зной"Модификация – изменение природного материала – производится для того, чтобы сделать его более выразительным для коллажных работ.

Это может быть изменение цвета, формы, покрытие лаками, скелетизирование и так далее.

Хранение коллекций для коллажа

Плоско засушенный растительный материал, полученный методом гербарной сушки, лучше всего хранить сгруппированным по видам растений между сложенными пополам бумажными салфетками в продолговатых коробках, на которые следует наклеить этикетки.

Технические средства для изготовления коллажа

Основой, или базой, для коллажа может служить кусок картона, Н. Суханова "Летний день"фанеры, доски, древесно-стружечной плиты, плотный лист бумаги любой формы. На нее накладывается фон. Он может быть из цветной бумаги, ткани, покрашен любыми красками или выклеен сплошь растительным материалом (листьями, лепестками, осыпью), а также может быть покрыт слоем шпатлевки, гипсом или бумажной пульпой.

Композиционное построение коллажа и его дизайн

М. Бохуленкова "Персидские напевы"Композиция флористического коллажа должна быть построена на основе общих принципов создания произведений живописи.

В коллаже, точно также как и в живописи, должны быть все основные элементы дизайна – цвет, свет, фактура, форма, рельеф, контур, пространство. И все эти элементы должны быть грамотно скомпонованы, сбалансированы, должен быть учтен контраст, ритм, и конечно, пропорции, чтобы получилась гармоничная работа.

Плоскостные коллажи

Приемы изготовления фона

Листья, лепестки, мелкие семена часто используют в качестве фона В. Заботина "Осенняя пора"для флористического коллажа. С помощью этого материала можно получить фон для всех элементов пейзажной композиции.  Так, наложенные друг на друга лепестки дельфиниумов подойдут для изображения неба. Красноватые отблески зари выполнят тончайшие сухие лепестки маков; лунные блики получатся при помощи перламутровых перегородок стручка лунарии.

Коллаж с изображением пейзажа

Чтобы создать пейзаж, сначала необходимо продумать композицию, ведь  без знания законов перспективы, без создания переднего, среднего и заднего планов, не получится полноценный пейзаж. А еще нужно выбрать подходящий фон, багет и паспарту.

Букет цветов

В коллажной технике букет в раме можно изобразить самыми различными способами. Это могут получится весьма выпуклые  произведения которые даже не требуется закрывать стеклом, а могут быть плоские картины, которые можно оформить под стекло.

Открытки, закладки, наклейки, обложки

ОткрыткиПлоско засушенными цветами оформляют открытки, закладки для книг, обложки дневников и пр. Для защиты коллажной работы на этих предметах от механических повреждений и от влаги их можно покрывать прозрачной термоусадочной пленкой, которая хорошо прилипает к цветку и картону.

Другой способ защиты, приемлемый для открыток, - заключение их в паспарту.

Можно покрыть поверхность воском, это тоже хорошая защита.

Профессиональные флористы знакомы со специальным покрытием для сухих цветов под названием «слоновья кожа». Оно продается во флористических магазинах в аэрозольных баллончиках. Опрыскивая коллажную работу этим составом, получают тонкую пленку, которая достаточно хорошо ее защищает.

Рельефные коллажи

Г. Пантюхина "Морские мотивы"Работы, где использованы выпуклые природные материалы и негладкое покрытие основы, и которые не оформляют в   багет под стекло, называют рельефным коллажами. Они выполняются путем использования фактурных объемных предметов растительного происхождения (шишки, палочки, корни, плоды, семена, шишки) на основе плотного картона или доски.

Подготовка объемного растительного материала

Есть много растений, дающих интересные по цвету и фактуре плоды. Некоторые из них легко высыхают на воздухе и долго не портятся без всякой предварительной обработки. Это разнообразные  шишки и орехи.А. Пенчековский "Нотки"

Для коллажа можно высушить с хорошим результатом и некоторые сочные плоды – гранаты, мандарины, апельсины, лайм…

Техника работы с семенами и плодами

Некоторые правила, помогающие справиться с коллажными работами из плодов и семян (орнамент, фигурки).О. Куст "Соловки"

Подклейку обычно начинают снизу; семена укладывают острым концом кверху; клей лучше наносить, пользуясь заостренной спичкой. Клей наносят не сплошь, а только на центральную часть, тогда он «дышит», имеет объем.

Рельефный букет в раме

А. Папиян "Протеи"Существует несколько способов создания рельефного букета в раме. Растения могут просто располагаться в глубокой раме, закрепленные с помощью клея. А можно собрать композицию на основе флористической губки для  сухих букетов.

Рамки для подобных коллажей подбирают глубокие со сложным профилем.

Арабески

Арабески – название орнамента, построенного по принципу постоянного повторения различных геометрических и растительных мотивов, украшение в цвете с затейливым переплетением листьев и цветов.

Стили в коллажных работах

Г. Пантюхина "На арене цирка"Растения или их части, вырванные из привычного контекста, крашенные или видоизмененные каким-либо способом, могут быть использованы для неожиданных сочетаний.

Использование обычной массы растительного материала дает возможность создавать новые структуры по собственному желанию. Этому же способствует добавление или повторение элементов из различных органических и неорганических материалов.

Коллажи в интерьере

Коллаж в интерьере то появлялся и даже вытеснял живописные работы, С. Извекова "Букет"то исчезал до полного забвения. С возвращением аскетического стиля и минимализма в очертаниях современного интерьера, похоже, коллаж, особенно флористический, опять востребован.


Запись опубликована в рубрике Библиотека. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Комментарии:

2 комментария: Н.П. Суханова. Картины из цветов – Флористический коллаж

  1. Л. Ьелецкая говорит:

    Очень интересно, спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>